Глобальные автопроизводители столкнулись с перебоями в производстве из-за спора из-за чипов

Автопроизводители по всему миру сокращают производство из-за критического дефицита полупроводников, вызванного торговым спором с участием китайского производителем чипов в Нидерландах. Эта ситуация подчеркивает уязвимость сложных цепочек поставок глобальной автомобильной промышленности и указывает на обострение напряженности в отношении контроля над важнейшими технологиями.

Причины противостояния

Кризис начался, когда правительство Нидерландов в конце сентября взяло под контроль компанию Nexperia, штаб-квартира которой находится в Нидерландах. Этот шаг был вызван опасениями, что Nexperia, приобретенная китайской компанией Wingtech в 2019 году, может перенести производство из Европы в Китай. Документы показывают, что американские официальные лица оказывали давление на правительство Нидерландов в отношении собственности Nexperia.

Пекин оперативно отреагировал, приостановив экспорт чипов со своих заводов, что вызвало волну беспокойства в автомобильном секторе и за его пределами. Несмотря на первоначальные попытки Вашингтона выступить посредником в споре, Белый дом объявил о торговой сделке между президентом Трампом и Китаем, которая должна была возобновить поставки с китайских предприятий Nexperia. Однако это обещание так и не было реализовано.

Почему замена чипов — непростая задача

Процесс производства полупроводников сложен и требует нескольких этапов. Деятельность Nexperia является ярким примером этой сложности: производство чипов происходит в Гамбурге, Германия, в то время как важнейшая упаковка и завершение производственного цикла в основном осуществляются в Китае.

Чтобы обойти текущие перебои, Wingtech должна будет приобретать местные пластины в Китае. Nexperia, со своей стороны, должна будет расширить свою способность завершать производство за пределами Китая. Хотя у Nexperia есть некоторое производство упаковки в Малайзии и на Филиппинах, этого недостаточно, чтобы компенсировать потерю китайских предприятий. Антониа Хмайди, старший аналитик Mercator Institute for China Studies в Берлине, оценивает, что даже при финансовой стабильности Nexperia потребуется не менее четырех-шести месяцев для создания альтернативных производственных мощностей, а также процессы тестирования и сертификации, прежде чем чипы смогут использоваться в автомобилях.

Эта ситуация подтверждает предупреждения аналитиков, которые постоянно предостерегали компании от концентрации производства в Китае без надежных планов резервного копирования — даже если это означает принятие более высоких операционных расходов для создания более устойчивых и диверсифицированных цепочек поставок. “Это должно служить явным предупреждением о том, как далеко Китай готов зайти для защиты своих собственных компаний,” — заявила г-жа Хмайди.

Широкое влияние на автопроизводителей и поставщиков

Широкая зависимость от чипов Nexperia отражается в многочисленных объявлениях автопроизводителей и поставщиков о корректировке производства. Mercedes, Stellantis и Nissan создали специализированные группы реагирования для решения проблемы дефицита чипов и поиска альтернативных источников поставок.

Bosch, крупнейший поставщик автозапчастей в Европе, признал наличие «серьезных проблем» и использует свою глобальную производственную сеть и альтернативные технические решения. Компания даже была вынуждена временно сократить рабочее время до 1000 сотрудников на двух немецких заводах по программе, поддерживаемой правительством, которая ранее использовалась во время пандемии.

Nissan подтвердила сокращение производства на двух заводах в Японии, ожидая «небольших корректировок производства», которые повлияют на несколько сотен единиц на каждом заводе. Компания подчеркивает, что «внимательно следит за развитием ситуации» и быстро восстановит поставки после стабилизации, чтобы свести к минимуму сбои для клиентов.

Кризис подчеркивает хрупкость глобальных цепочек поставок и обостряющуюся геополитическую напряженность в отношении доступа к важнейшим технологиям. Разрешение спора имеет решающее значение для смягчения дальнейших замедлений производства и защиты автомобильной промышленности.

попередня статтяДеловые поездки в Сан-Франциско в 2025 году
наступна статтяКак вести бизнес в Сиэтле в 2025 году