В последнее время усилилась обеспокоенность по поводу потенциального негативного влияния искусственного интеллекта (ИИ) и социальных сетей на когнитивные способности, явление, которое все чаще называют «выгорание мозга». Этот сленговый термин приобрел популярность после того, как Oxford University Press объявила его словом года в 2024 году, связав его с затягивающей природой короткоформатных видеоприложений, таких как TikTok и Instagram, и их воздействием на ясность ума. Хотя опасения по поводу влияния технологий на мозг не новы – они восходят к беспокойствам Сократа о воздействии письма на память – новые исследования показывают, что эти опасения могут быть более актуальными сегодня, чем когда-либо, особенно в отношении совокупного влияния ИИ и социальных сетей.
Эксперимент: Советы, сгенерированные ИИ, против традиционных исследований
Опасения, связанные с воздействием ИИ на когнитивные навыки, были подтверждены в недавнем эксперименте, проведенном в Wharton School Университета Пенсильвании. Профессор Шири Мелумад поручила группе из 250 человек дать совет другу по вопросам образа жизни. Одной группе разрешено было использовать сводки, сгенерированные ИИ из Google, в то время как другие полагались на традиционные поиски в Google. Результаты были поразительными: те, кто использовал советы, сгенерированные ИИ, давали общие и поверхностные предложения – например, здоровое питание, поддержание водного баланса и достаточный сон – в то время как те, кто проводил традиционные исследования, предлагали более тонкие рекомендации, затрагивающие физическое, психическое и эмоциональное благополучие. Это подчеркивает критически важный вопрос: не жертвуем ли мы глубиной и критическим мышлением ради удобства быстрых, легкодоступных сводок, сгенерированных ИИ?
Снижение показателей чтения и увеличение времени, проводимого за экранами
Эти опасения усиливаются тревожной тенденцией снижения показателей чтения среди детей. Данные Национальной оценки образовательного прогресса показывают, что показатели чтения среди детей в США, включая восьмиклассников и выпускников старших классов, достигли рекордных минимумов. Эти результаты совпадают со значительным увеличением времени, проводимого за экранами, среди молодых людей, особенно после пандемии COVID-19, что вызывает вопросы о потенциальной корреляции между чрезмерным цифровым вовлечением и снижением когнитивных показателей.
Результаты исследований: Удержание памяти и влияние социальных сетей
Дальнейшие исследования проливают свет на потенциальные механизмы, лежащие в основе этого снижения. Исследование, проведенное Массачусетским технологическим институтом (M.I.T.), изучило, как инструменты ИИ, такие как ChatGPT, могут влиять на написание эссе. Исследователи обнаружили, что люди, использующие ChatGPT, демонстрировали более низкую мозговую активность во время процесса написания и, что удивительно, с трудом могли вспомнить даже одно предложение из своих эссе всего через минуту после завершения, что указывает на сниженное чувство собственности и вовлеченности.
Одновременно исследование, опубликованное в JAMA от Калифорнийского университета в Сан-Франциско, связало использование социальных сетей с более низкими когнитивными показателями у детей. Анализируя данные более чем 6500 детей в возрасте от 9 до 13 лет, исследование показало, что повышенное использование социальных сетей (не менее трех часов в день) коррелирует с более низкими показателями в тестах на чтение, память и словарный запас. Исследователи пришли к выводу, что эта корреляция, вероятно, вызвана тем, что каждый час, потраченный на просмотр социальных сетей, сокращает время, доступное для более полезных занятий, таких как чтение и сон.
Более здоровые подходы к технологиям
Несмотря на обеспокоенные результаты, эксперты подчеркивают, что полные ограничения на время, проводимое за экранами, вряд ли будут практичными. Вместо этого родителям рекомендуется устанавливать зоны, свободные от использования телефона – запрещая использование телефона в спальнях и во время еды – чтобы способствовать концентрации, сну и семейному общению.
В отношении чат-ботов с ИИ исследование M.I.T. предоставило потенциальный путь для полезного использования. Когда участникам, которые изначально полагались только на ИИ, позже разрешили использовать только свои собственные мозги, их когнитивные показатели никогда не достигали уровней, достигнутых теми, кто изначально полагался на свои собственные когнитивные способности. Это говорит о том, что ИИ может быть инструментом для обучения, если использовать его стратегически и дополнять независимым мышлением и удержанием информации в памяти.
Ключ к навигации в этом развивающемся технологическом ландшафте заключается в осознанном использовании, содействии активному вовлечению и обеспечении того, чтобы технологии улучшали, а не снижали наши когнитивные способности.
В заключение, хотя ИИ и социальные сети предлагают неоспоримое удобство и доступ к информации, новые исследования подчеркивают потенциальную цену для когнитивных функций. Содействуя осознанному использованию, устанавливая здоровые границы и уделяя приоритетное внимание занятиям, которые способствуют критическому мышлению и удержанию информации в памяти, мы можем смягчить риск «выгорания мозга» и ответственно использовать силу технологий.



















































